Верно утверждение, что женщине столько лет, насколько она себя ощущает. В свои 94 года академик и кандидат медицинских наук Галина Сергеевна Шаталова, пожалуй, могла бы дать фору многим представителям молодежи. Она была бодра, энергична, полна новаторских идей и планов на будущее. Непоколебимый оптимизм и жизнелюбие сделало из простой русской женщины – человека-легенду, ставшую знаменитой, благодаря системе естественного оздоровления, которую она нарабатывала десятилетиями. Это поистине огромнейший труд, заслуживающий внимания не только с медицинской точки зрения, но и с точки зрения всестороннего развития.
Медик по образованию, Галина Сергеевна, навсегда отклонила традиционные методы лечения и обратилась к собственной методике, основанной на чувствовании, осмыслении и внутреннем комфорте с собой. Она до последнего момента жизни спасала тяжелых, безнадежных больных, черпая от этой любви новые силы. У Галины Сергеевны – трое детей, которые подарили ей двенадцать внуков и одного правнука. Наверное, это и помогало сохранять вечную молодость духа – от позитивной энергетики окружения и тесной психологической связи поколений. Но обо всем по порядку…
Галина Сергеевна Шаталова родилась 13 октября 1916 года в Ашхабаде. Немного позже вся ее семья решила переехать в Ростов. Генеалогическое древо этого удивительного человека собрало несколько народностей бывшего СССР: грузинскую, белорусскую, русскую, есть даже польская ветвью. Выросла Галина Сергеевна в интеллигентной аристократической семье, в которой почитались традиции разностороннего образования. Ее родители были высокоинтеллектуальными людьми. В детстве Галина делала очень удачные попытки занятия музыкой. Родители сразу сделали ставку на изящные искусства и будущее, связанное с этим кредо. Однако посещение «анатомички», к всеобщему удивлению, вызвало у Шаталовой огромный интерес. В 13 лет Галина сделала свой выбор в пользу медицины. Теперь у ее родителей не осталось сомнений: девочку привлекает врачебная практика, и о гуманитарном образовании придется забыть. Но мы сейчас понимаем то, что именно увлечение музыкой и развило в Галине Шаталовой тонкое мироощущение, которое потом поможет ей продвигать свою теорию.
Поступление в ВУЗ не было такой легкой процедурой. После революции отношение к аристократии резко изменилось. Но это только укрепило волю и характер маленькой девочки. В силу своего особенного социального происхождения и довольно высокой прослойки общества, Галина Сергеевна решает «уравнять» свои шансы с рабоче-крестьянским народом и перед тем, как поступить в медицинский институт, она заканчивает рабфак. Пропуск туда также был не из легких: Шаталовой пришлось целый год проработать на табачной фабрике. От этой практики у нее остались самые негативные воспоминания: запах табака буквально въедался в пальцы, волосы, одежду. По вечерам приходилось посещать рабфак.
В 30-е года Галина Шаталова получает медицинское образование, окончив с отличием институт. Она считает большим счастьем учиться именно в этот период времени, когда русская школа физиологов еще не была подвергнута жесткой критике. Ей довелось даже общаться с великим русским нейрохирургом И.П. Павловым. Особенно интересной Галина Сергеевна находила тему развития высшей нервной деятельности.
В конце 30-х годов Шаталова работает в качестве клинического ординатора хирургической клиники Ростовского медицинского института. В период Великой Отечественной войны ее призвали в армию как медика, и она проработала военным хирургом, начиная с 1939 года. Зима в те годы выдалась крайне суровой, поэтому основной проблемой были многочисленные обморожения. Впоследствии Галина Шаталова напишет свою первую научную работу на тему реабилитации обмороженных. Военно-полевая хирургия стала для медика отличной школой выживания и практики, поэтому после окончания Великой Отечественной войны она считалась уже маститым хирургом. Молодая женщина буквально «перековала» себя: из утонченной аристократичной особы она превратилась в закаленную русскую труженицу, которая узнала все лишения и тягости простого народа, собственной кожей прочувствовала все ужасы войны и выстояла только благодаря самолично поставленной цели. Этой целью было отдать себя без остатка во имя людей.
Получив приглашение от самого Н.Н. Бурденко, Галина Сергеевна начала работу в качестве нейрохирурга в Центральном институте нейрохирургии АН СССР в конце 40-х – начале 50-х годов. Именно в этом институте Шаталова защищает диссертацию по нейрохирургии. В 1951 году, в результате многолетней исследовательской работы, было получено достаточно количество знаний для разработки кандидатской диссертации по проблемам пластики дефектов твердой мозговой оболочки. Вскоре Шаталова стала лауреатом премии имени Н.Н. Бурденко.
Однако Галина Сергеевна Шаталова не останавливалась на достигнутом. В 50-е годы ее исследования в области нейрохирургии развивались и пополнялись. Она общалась с японскими, корейскими, китайскими медиками, познавали тонкости восточной медицины. Именно в этот момент она понимает, что хирургическое вмешательство является самым крайним методом в лечении. Необходимо лишь создать условия, при которых этот человек пошел бы на поправку. Поэтому Шаталова оставляет приоритеты, связанные с традиционной медициной и обращает свой взор к альтернативным методикам оздоровления. Во многом ей помог опыт, связанный с изучением восточной медицины.
Шаталова уходит из института и начинает трудиться в секторе подготовки космонавтов Академии наук под руководством академика Келдыша. Ее наблюдения еще раз доказали то, что возможности человеческого организма просто неисчерпаемы. Как раз в то время начали складываться зачатки новой системы естественного оздоровления. Они были основаны на трудах В.В. Вернадского, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, а также ученых современности – Пригожина, Уголева и трактах целителей Востока, Рима и Эллады. Не последнее значение имели и собственные эксперименты.
В 60-е годы Галина Сергеевна работает в Институте космических исследований АН СССР начальником сектора отбора и подготовки космонавтов, а в 70-е годы начинает читать первые лекции в столице и заниматься самостоятельной врачебной деятельностью, при этом она окончательно разочаровывается в традиционной медицине. В 1979 году в журнале «Наука и жизнь» № 12 можно найти ее первую публикацию, связанную с системой естественного оздоровления, разработанной лично. С этого момента Шаталова обретает популярность.
В 1980 году состоялся большой доклад на ученом совете Минздрава СССР, в котором Галина Шаталова доказывает, что симптоматическое лечение не ликвидирует причины хронического заболевания. Совет неадекватно отреагировал на подобное заявление, однако некоторые всерьез заинтересовались методикой Г.С. Шаталовой. В дальнейшем Шаталова продолжает развивать свою методику, проводит эксперименты, читает лекции и ведет семинары. Суть системы естественного оздоровления от Галины Шаталовой заключается в осознании собственного «Я» как части мира природы. Она призывает обратиться к своему разуму, который безошибочно подсказывает, какой путь необходимо выбрать. Естественный путь – это психическое, физическое и духовное саморазвитие, путь, который противоречит здоровью – это злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами, курение, неправильное питание. К оздоравливающему пути необходимо идти через духовное очищение и самосовершенствование: это, прежде всего, избавление души от злости, эгоизма, агрессии, обретение любви и доброжелательности к себе и другим. То есть, физический комфорт прямо зависит от собственной психологии и мировоззрения.
Для максимально эффективного оздоровления организма требуется много факторов, которые помогают самовосстановлению. Поэтому сама система включает целый комплекс мер, таких, как закаливание, дыхательные упражнения, активность движения, полноценный сон в правильных условиях и низкокалорийная диета. Йога и лечебное голодание начали внедряться, с ее легкой руки, в совсем непростое время, когда зарубежные идеологии категорически отвергались, а голодание при, и без того, жестком дефиците считалось просто издевательством. Сейчас такие методы уже никого не удивляют, однако в то время это считалось, чуть ли не вызовом современной медицине.
Галина Шаталова не последнее значение в своей методике уделяла активности организма: начиная с гимнастики в постели и заканчивая свободным легким бегом, но без особых изнуряющих нагрузок. Закаливание, по ее словам, должно быть щадящим и постепенным. В результате каждого опыта над своим организмом необходимо прислушиваться к нему, к ощущениям, которые вы испытываете на том или ином этапе занятий. Особенно хороша для оздоровления организма баня, однако здесь необходим индивидуальный подход, так как существует множество противопоказаний.
Ни одна тренировка не даст положительного результата при неправильном питании. За основу необходимо взять комплекс, состоящий из овощей, фруктов, орехов, семечек, зерновых культур. Исключить требуется все мясные продукты, кондитерские и мучные изделия, а также молочные продукты. По системе Шаталовой, нельзя употреблять сахар, черный чай, алкоголь, кофе и шоколад. Количество соли необходимо снизить до 2 г в сутки. При всем этом, количество приемов пищи сокращается до двух раз.
Здоровый сон возможен только на жесткой постели. Биологические ритмы человека требуют пробуждения именно в пять часов утра для дальнейшего нормального самочувствия. К этому также необходимо привыкнуть. Сама Галина Сергеевна Шаталова взращивала в своем сердце только любовь и доброту, которую она считает своей внутренней косметикой. Быть оптимистом – главное в человеческом существовании. Общение с природными стихиями, единение с космосом и отсутствие «химии» создают правильные настройки организма, которые регулируют все процессы жизнедеятельности.
Галина Сергеевна Шаталова ушла из жизни 14 декабря 2011 г.
С уникальной системой естественного оздоровления Галины Шаталовой вы можете ознакомиться на ее официальном веб-сайте Shatalova.ru
Шаталова Галина
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА:
Философия,физиология,профилактика
ОТ АВТОРА
Книга дает представление о принципах Системы Естественного Оздоровления, разработанной доктором Г. С. Шаталовой, о видовых, т. е. запрограммированных для человека природой особенностях его питания, движения, дыхания, терморегуляции; показывает несостоятельность стереотипов и предрассудков, определяющих нынешний, во многом неправильный, образ нашей жизни.
Система Г. С. Шаталовой вернула здоровье тысячам ее последователей.
Для самого широкого круга читателей.
Вступление
В ряду опубликованных мной книг эта книга занимает особое место. Прежде всего потому, что именно в ней разработанная мной Система Естественного Оздоровления, получающая все большее признание в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья, представлена достаточно полно. В других изданиях находили отражение лишь отдельные ее аспекты, что, несомненно, затрудняло восприятие Системы как единого целого, широкое ее применение в повседневной жизни для укрепления здоровья людей.
Для этого накоплено достаточно фундаментальных знаний, но они все еще остаются неизвестными подавляющему большинству людей. Поэтому возможность пребывать на протяжении всей своей жизни в полном духовном, психическом и физическом здравии, даруемая нам при рождении природой, до сих пор остается нереализованной.
Главную причину этого я вижу в забвении современной официальной медициной идей и взглядов корифеев русской физиологической школы И. П. Павлова, К. М. Быкова, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, гениального натуралиста В. И. Вернадского, биолога А. Л. Чижевского, талантливейшего физиолога современности А. М. Уголева, рассматривавших человека в единстве с окружающим его миром; в бездумном перенесении на российскую почву порочной в своей основе западной симптоматической медицины. Результат очевиден: запредельное падение здоровья народа, не только физического, но и духовного, эпидемия хронических заболеваний, несущих реальную угрозу самому существованию человека и человечества.
И все же, несмотря на всю кризисность ситуации в человеческом сообществе, вызванную его растущей конфронтацией с живой природой Земли, у меня нет даже тени сомнения в том, что прогресс истинной науки позволит переломить тенденцию к самоуничтожению человечества и ведущую роль в этом сыграет отечественная медицина, заняв подобающее ей место в мире.
книга первая
Выбор пути
Рабы... по собственному желанию
Здоровье—великое благо. Кто может быть свободнее здорового человека? Ему подвластен мир. Он полон сил, он весь устремлен в будущее и готов осуществить самые смелые замыслы. Ему легко строить свою жизнь по собственным планам, без оглядки на обстоятельства, а если встанут на пути трудности, преодолеть их.
Здоровье—категория общечеловеческая. Оно не знает классовых и сословных, межнациональных, межгосударственных и межблоковых границ. Оно не признает идеологических стереотипов и религиозных догматов.
Здоровье—желанный гость и в убогой комнате бедняка, и в роскошном особняке правителя. Гость, которому всячески угождают, стремясь подольше удержать у себя.
Почему же в таком случае человечество деградирует? Почему рост расходов на медицинское обслуживание рассматривается как благо, как один из важнейших показателей социально справедливого устройства общества? Почему хронические заболевания стали, вопреки желанию человека, его неразлучными спутниками?
Почему счет инвалидам с детства ведется на миллионы, а изготовление инвалидных колясок стало прибыльным бизнесом, гарантированным от кризисов перепроизводства?
Ответ очевиден: только потому, что мы сами, по доброй воле превратили здоровье в разменную монету, которой оплачиваем векселя, выданные далекими и не очень далекими предками, собственные долговые обязательства.
Мы возомнили себя богами, которые могут отречься от своего земного пути. Мы придали техническому прогрессу однобокий, уродливый характер, и он отплатил нам той же монетой: лишил нас данного от природы разума, памяти, усыпил инстинкт самосохранения, изнежил нас, убил волю к жизни, превратил физическую немощь едва ли не в отличительный знак высокой духовности.
Мы стали добровольными рабами собственного желудка, его преданными слугами и бессловесными данниками. Мы забыли о том, что начинали свое восхождение по крутым ступеням эволюции как плодоядные, и все устройство нашего организма так и осталось настроено на потребление продуктов растительного происхождения. Это несмываемая печать на выданном нам природой виде на жительство. Потребление животного белка, возможно, ускорило развитие нашего рационального разума, высвободив время для его совершенствования, но за это природа заставила нас расплачиваться собственным здоровьем и свободой.
Не было в истории человечества, нет и сегодня, ни одного общественного строя, который не эксплуатировал бы зависимость человека от количества и качества пищи, не превращал привилегию есть не то, что едят все, в один из символов власти. Однако жизнь, непревзойденный мастер парадоксов, распорядилась так, что и угнетенные и угнетатели оказались скованными одной цепью рабской преданности своим вкусам и привычкам.
Как врач и человек я—решительный противник насилия во всех его видах, поэтому избегаю слов «долг», «должен». Моя единственная мечта—вернуть человеку его самого, помочь стать таким, каким его задумала и создала природа. Я пришла к людям не с обличительными проповедями, демагогическими призывами и лозунгами, не с благими пожеланиями, а с реальной Системой, теоретически обоснованной, вобравшей в себя многовековой опыт человечества, проверенной на практике и уже принесшей множеству людей, которых традиционная медицина приговорила к смерти, исцеление и здоровье. В ней нет никакой мистики, она не требует от человека сверхъестественных личных качеств и длительной сложной подготовки, а только разума и воли.
Глава I ЗАЛОЖНИКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Пивное—разум, воля и ответственность
Меня часто спрашивают, что надо делать, чтобы наперекор возрасту, бытовым неурядицам сохранить здоровье, работоспособность и в старости не утратить интереса к жизни, остаться деятельным, активным членом общества. Задают вопросы о том, как правильно питаться, дышать, какие физические упражнения выполнять и т. д. Это, безусловно, очень и очень важно, и в последующих главах я попытаюсь ответить на них.
Здесь же хочу дать читателям некоторое представление о принципах, составляющих основу Системы Естественного Оздоровления, с тем, чтобы каждый, кто захочет следовать ей, делал это сознательно. Важно ведь не просто механически усвоить комплекс дыхательных и физических упражнений, закаливающих процедур, рекомендованных рационов питания, но и понимать, по каким законам природы осуществляются основные процессы жизнедеятельности человеческого организма. Активное участие сознания и подсознания в процессе оздоровления—такая же неотъемлемая часть Системы, как и все остальное.
В связи с этим хотелось бы выделить две принципиально важные мысли, которые нашли отражение в ее названии.
Во-первых, речь идет о Системе естественного оздоровления. Подчеркиваю, Системе. Другими словами, если вы хотите быть здоровыми, запаситесь терпением и волей не на неделю или месяц, на всю жизнь. Вам предстоит тяжкий труд по перестройке своей психологии, образа жизни. Вам придется отказаться от многих вредных привычек и приобрести новые, полезные. И, наконец, самое главное—вновь ощутить себя частью природы, хотя здесь вас ждут наибольшие трудности, поскольку вся современная цивилизация основана не на гармонии с природой, а на конфронтации с ней.
Сказанное, разумеется, не исключает возможности пользоваться описываемыми в книге методиками для решения каких-то локальных проблем. Чтобы сбросить лишний вес, например, или избавиться от одышки, простудных заболеваний.
Второе, на что считаю нужным обратить ваше внимание в определении системы оздоровления, это слово Естественного. Оно подразумевает необходимость соблюдать те законы природы, которые определяют наше бытие. А они существуют. Еще в первой четверти века академик В. И. Вернадский высказал мысль о том, что человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы. Поскольку в познании этих законов мы продвинулись не очень далеко, это в немалой степени способствовало тому, что развитие цивилизации приобрело уродливый характер. Произошел сдвиг представлений о нормах жизни, что вплотную подвело человечество к угрозе самоуничтожения. Особенно тревожное положение сложилось в нашей стране. Сигналы экологического бедствия идут со всех сторон, снизилась продолжительность жизни людей. Причем разрыв между существующей и естественной продолжительностью жизни человека достигает не менее чем 90—100 лет. Откуда взялась эта цифра?
Изучая живую природу, биологи давно обратили внимание на следующую закономерность: период от рождения животного до его взросления составляет в зависимости от вида 1/7 и даже 1/17 часть общей продолжительности жизни. Несложные подсчеты показывают, что если человек взрослеет, скажем, к 22 годам, то отпущенный ему природой век—как минимум 154 года.
Однако действительность пока плохо согласуется с ними. Значит, или наши расчеты ошибочны, или существуют другие причины, превращающие нас к 60—70 годам в дряхлых стариков. Первое предположение можно сразу исключить, поскольку число долгожителей, переваливших 100-летний рубеж, на Земле достаточно велико, чтобы не считать это случайностью.
Напрашивается вывод, что дело в нас самих, в нашем пренебрежении интересами природы, беспорядочном образе жизни, в привычках и пороках, которые зачастую
становятся нашим вторым «я». И не будем оправдывать их неустроенностью быта или стрессами. Это самое простое, потому что не требует от человека никаких душевных усилий для преодоления собственной слабости, и по сути своей ошибочно, так как в развитых капиталистических странах, где о бытовой неустроенности давно забыли, средняя продолжительность жизни не превышает 75, максимум 80 лет.
Дело, следовательно, не в обстоятельствах, а в том, что мы не умеем пользоваться великим богатством, которое даровала природа: беспредельными возможностями человеческого организма. Более того, мы еще толком и не узнали их.
Прихоти и привычки, догмы и предрассудки зачастую заменяют нам научные знания. И самое печальное заключается в том, что познание законов природы остановилось на одном, к слову сказать, очень низком уровне. Как это ни парадоксально, мы до сих пор не знаем, какое воздействие на организм оказывает потребляемая пища, хотя процесс питания существует ровно столько же, сколько и сам человек.
Мы до сих пор используем при производстве продуктов питания и лекарств как искусственно созданные, так и естественные, но сконцентрированные до неразумных пределов вещества и ведем дело к коллективному самоотравлению человека.
Природа установила для людей достаточно жесткие границы видового выживания. Интервал температур, в условиях которого может существовать незащищенный одеждой или стенами жилища человеческий организм, крайне незначителен и составляет каких-нибудь 50— 60 градусов. Разум позволил расширить эти пределы. Но, создавая для себя искусственную среду обитания, человек одновременно рвет нити, связывающие его с природой, у него возникает иллюзия вседозволенности. Такая самоуверенность не остается безнаказанной: организм, лишенный предписанных природой условий жизни, становится легкой добычей многочисленных болезней.
Однако люди ищут причины своих заболеваний не в отклонении от видовых норм жизни, не в утрате гармонии с природой, а в неких самопроизвольно возникающих нарушениях в деятельности внутренних органов, сами же болезни рассматривают как их «поломку». Упрощенный взгляд на человеческие недуги породил веру в то, что если изучить устройство и работу каждого отдельного органа, то, синтезировав новое лекарство, можно
«отремонтировать» его. Эта ошибочная точка зрения привела к тому, что европейская медицина сосредоточила свои усилия на исследовании деталей в ущерб познанию целого—человеческого организма. Сегодня насчитывается свыше 170 медицинских специальностей, каждая из которых занимается изучением какой-то его частички. Не случайно мы все еще не знаем, каким же должен быть здоровый человек, не имеем объективных физиологических показателей здоровья. Несколько лет назад на съезде Всемирной организации здравоохранения, где собирался цвет ученых планеты, была принята следующая описательная формулировка: «Под здоровьем понимается состояние, когда человек не является больным и находится в состоянии полного физического, духовного и социального преуспевания».
Подобное определение, естественно, не может служить основой действенной системы профилактики здоровья, поскольку не отражает состояния здоровья ни духовного, ни телесного. Это в свое время побудило меня провести ряд исследований с целью найти такую основу. И выяснилось, что здоровый потребляет примерно в 5 раз меньше кислорода, чем даже так называемый практически здоровый человек. Первый даже без специального обучения дышит реже: 3—4 цикла (вдох—выдох) в минуту, а не 18—20, как второй.
Этот факт подтверждает новые представления о нормах основного обмена, которые включают в себя энергетические расходы, идущие на удовлетворение внутренних потребностей организма. Считалось и до сих пор считается, что в зависимости от массы тела человеку для поддержания жизненных функций организма даже в состоянии полного покоя требуется от 1200 до 1700 килокалорий в сутки. Но оказалось, что эта «железная» норма может быть отнесена лишь к той категории людей, которая характеризуется нерассуждающей преданностью современной антигуманной цивилизации. В награду за свою верность такие люди получают так называемое практическое здоровье, означающее только одно: болезни еще не взяли верх над здоровьем, но уже готовятся это сделать.
Мне удалось измерить, что вопреки общепринятым представлениям основной обмен фактически здорового человека, придерживающегося рекомендаций Системы Естественного Оздоровления, требует в 4—5 раз меньших энергозатрат: 250—400 килокалорий в сутки.
Эти нормы диктуют и новый подход к калорийности суточного рациона питания. Еще в начале 80-х годов в многолетних и многочисленных экспериментах мне удалось установить, что значительное снижение привычных норм суточного рациона не снижает массы тела у подготовленных людей даже при длительных и тяжелых физических нагрузках, а способствует повышению выносливости. В этой связи приходит на память известный афоризм: все новое—это давно забытое старое. Еще древние говорили о том, что могучие воины Спарты получали свой суточный рацион питания на вечерней заре в строю. Причем весь он умещался в ладонях и тем не менее не только удовлетворял воинов, но и сохранял их волю, выносливость, могучую массу их тела.
Объективных показателей здоровья существует не мало, но они недостаточно полно изучены. Поэтому здесь я буду оперировать только теми показателями, в достоверности и истинности которых полностью уверена, поскольку получены они в ходе моих собственных исследований.
Почему я считаю исключительно важным изучение отличительных особенностей здорового организма? Да потому, что это дает нам ключ к ответу на актуальнейший вопрос современности: что такое здоровье и что такое болезнь. Только ответив на него, мы сможем, наконец, переместить акценты в практической медицине—с лечения и профилактики болезней на профилактику здоровья.
Здоровый организм—это саморегулирующаяся система с автоматическим управлением процессами жизнедеятельности. Такая динамичная биологическая самовосстанавливающаяся система настолько сложно устроена, что на нынешнем уровне наших знаний остается недостаточно доступной для полного понимания. Тем важнее для нас выявить и описать хотя бы доступные объективные признаки здоровья, что, в свою очередь, позволяет нам не плестись по следам уже состоявшихся болезней, а искать и находить те условия, в которых организм сможет в полной мере реализовать свою способность к саморегуляции и самовосстановлению. Именно этот принцип лежит в основе Системы Естественного Оздоровления.
На чем стоит Система?
Тремя китами, на которых покоится все здание Системы Естественного Оздоровления, являются духовное, психическое и физическое здоровье. Причем прошу обратить внимание, на первое место я ставлю именно духовное здоровье человека.
Что я под этим подразумеваю? Прежде всего, отсутствие эгоизма, стремление к самовыражению в творческом труде на благо общества, терпимость, стремление к единению с природой в самом широком смысле слова, понимание законов единства всего живого и принципа живой этики, вселенской любви.
Другими словами, духовно здоровый человек тот, кто в своем поведении руководствуется принципами природного добра и любви, кто живет не лично для себя за счет других, а как равный с заботой об окружающих. Причем надо отчетливо понимать, что жить по законам добра— это не один из возможных путей развития и совершенствования человеческого общества, а единственный, дающий нам надежду выжить всем вместе. В этой связи я вполне согласна с теми учеными, которые говорят о запрограммированности процесса развития как живой, так и неживой природы. Это достаточно убедительно показал ленинградский физик-теоретик И. Л. Герловин в недавно обнародованной им парадигме для жизнеспособных и развивающихся систем'. Она содержит восемь условий, соблюдение которых обязательно, чтобы система сохраняла жизнеспособность, могла развиваться.
Если кратко сформулировать главную мысль парадигмы, то она звучит так: любая система жизнеспособна, ' если состоит из связанных между собой и обменивающихся информацией подсистем. Если в какой-то подсистеме властвует порядок, гармония, то она направляет в каналы связи информацию, способствующую стабильному, гармоничному развитию других подсистем. И наоборот, хаос, насилие, дисгармония в одной из подсистем вызывает негативный отклик в других, дестабилизирует ситуацию и там. В результате система может прекратить свое существование.
Но самые катастрофические последствия вызывает обрыв каналов связи между подсистемами. Это неизбежно заканчивается гибелью системы в целом. Накануне этого мы сегодня находимся, поскольку связь между двумя подсистемами—человеческим сообществом и природой—стала хрупкой и предельно истонченной.
Именно поэтому неотъемлемым элементом моих занятий с доверившимися мне людьми является воспитание доброго отношения к другим, к природе во всем ее величии и многообразии.
В неразрывной связи с духовным находится психическое здоровье. Под ним я подразумеваю гармоничное сочетание сознательного и подсознательного. Мозг человека выполняет в организме двоякую роль. С одной стороны, он обеспечивает жизнеспособность и жизнедеятельность составляющих наш организм подсистем отдельных органов. За это отвечают те структуры центральной нервной системы, которые связаны с подсознанием. Они достаточно стабильны и являются своеобразными автоматическими регуляторами.
Но человеческий организм, даже если сам человек думает иначе, находится в полной зависимости от окружающей его среды и потому должен чутко реагировать на происходящие в ней изменения, оценивать, не несут ли эти изменения опасности самому его существованию. Функцию «сторожа», контролера и призвано выполнять наше сознание.
Таким образом единство подсознания и сознания обеспечивает устойчивость человеческого организма, унаследованных им видовых механизмов приспособления к среде, и одновременно определяет его восприимчивость к изменениям, пластичность приспособления. Это, естественно, очень упрощенная схема, не охватывающая все многообразие функций человеческого мозга. Но я выделила именно эту, как имеющую прямое отношение к теме нашего разговора.
Наконец, последний элемент триады—физическое здоровье. Это синтезирующий показатель, труднее всего поддающийся изучению. Прежде всего потому, что абсолютное здоровье сегодня—редкость. Наша деформир