Галина Шаталова: быть оптимистом – главное в человеческом существовании

Верно утверждение, что женщине столько лет, насколько она себя ощущает. В свои 94 года академик и кандидат медицинских наук Галина Сергеевна Шаталова, пожалуй, могла бы дать фору многим представителям молодежи. Она была бодра, энергична, полна новаторских идей и планов на будущее. Непоколебимый оптимизм и жизнелюбие сделало из простой русской женщины – человека-легенду, ставшую знаменитой, благодаря системе естественного оздоровления, которую она нарабатывала десятилетиями. Это поистине огромнейший труд, заслуживающий внимания не только с медицинской точки зрения, но и с точки зрения всестороннего развития.

Медик по образованию, Галина Сергеевна, навсегда отклонила традиционные методы лечения и обратилась к собственной методике, основанной на чувствовании, осмыслении и внутреннем комфорте с собой. Она до последнего момента жизни спасала тяжелых, безнадежных больных, черпая от этой любви новые силы. У Галины Сергеевны – трое детей, которые подарили ей двенадцать внуков и одного правнука. Наверное, это и помогало сохранять вечную молодость духа – от позитивной энергетики окружения и тесной психологической связи поколений. Но обо всем по порядку…

Галина Сергеевна Шаталова родилась 13 октября 1916 года в Ашхабаде. Немного позже вся ее семья решила переехать в Ростов. Генеалогическое древо этого удивительного человека собрало несколько народностей бывшего СССР: грузинскую, белорусскую, русскую, есть даже польская ветвью. Выросла Галина Сергеевна в интеллигентной аристократической семье, в которой почитались традиции разностороннего образования. Ее родители были высокоинтеллектуальными людьми. В детстве Галина делала очень удачные попытки занятия музыкой. Родители сразу сделали ставку на изящные искусства и будущее, связанное с этим кредо. Однако посещение «анатомички», к всеобщему удивлению, вызвало у Шаталовой огромный интерес. В 13 лет Галина сделала свой выбор в пользу медицины. Теперь у ее родителей не осталось сомнений: девочку привлекает врачебная практика, и о гуманитарном образовании придется забыть. Но мы сейчас понимаем то, что именно увлечение музыкой и развило в Галине Шаталовой тонкое мироощущение, которое потом поможет ей продвигать свою теорию.

Поступление в ВУЗ не было такой легкой процедурой. После революции отношение к аристократии резко изменилось. Но это только укрепило волю и характер маленькой девочки. В силу своего особенного социального происхождения и довольно высокой прослойки общества, Галина Сергеевна решает «уравнять» свои шансы с рабоче-крестьянским народом и перед тем, как поступить в медицинский институт, она заканчивает рабфак. Пропуск туда также был не из легких: Шаталовой пришлось целый год проработать на табачной фабрике. От этой практики у нее остались самые негативные воспоминания: запах табака буквально въедался в пальцы, волосы, одежду. По вечерам приходилось посещать рабфак.

В 30-е года Галина Шаталова получает медицинское образование, окончив с отличием институт. Она считает большим счастьем учиться именно в этот период времени, когда русская школа физиологов еще не была подвергнута жесткой критике. Ей довелось даже общаться с великим русским нейрохирургом И.П. Павловым. Особенно интересной Галина Сергеевна находила тему развития высшей нервной деятельности.

В конце 30-х годов Шаталова работает в качестве клинического ординатора хирургической клиники Ростовского медицинского института. В период Великой Отечественной войны ее призвали в армию как медика, и она проработала военным хирургом, начиная с 1939 года. Зима в те годы выдалась крайне суровой, поэтому основной проблемой были многочисленные обморожения. Впоследствии Галина Шаталова напишет свою первую научную работу на тему реабилитации обмороженных. Военно-полевая хирургия стала для медика отличной школой выживания и практики, поэтому после окончания Великой Отечественной войны она считалась уже маститым хирургом. Молодая женщина буквально «перековала» себя: из утонченной аристократичной особы она превратилась в закаленную русскую труженицу, которая узнала все лишения и тягости простого народа, собственной кожей прочувствовала все ужасы войны и выстояла только благодаря самолично поставленной цели. Этой целью было отдать себя без остатка во имя людей.

Получив приглашение от самого Н.Н. Бурденко, Галина Сергеевна начала работу в качестве нейрохирурга в Центральном институте нейрохирургии АН СССР в конце 40-х – начале 50-х годов. Именно в этом институте Шаталова защищает диссертацию по нейрохирургии. В 1951 году, в результате многолетней исследовательской работы, было получено достаточно количество знаний для разработки кандидатской диссертации по проблемам пластики дефектов твердой мозговой оболочки. Вскоре Шаталова стала лауреатом премии имени Н.Н. Бурденко.

Однако Галина Сергеевна Шаталова не останавливалась на достигнутом. В 50-е годы ее исследования в области нейрохирургии развивались и Галина Шаталова: быть оптимистом – главное в человеческом существованиипополнялись. Она общалась с японскими, корейскими, китайскими медиками, познавали тонкости восточной медицины. Именно в этот момент она понимает, что хирургическое вмешательство является самым крайним методом в лечении. Необходимо лишь создать условия, при которых этот человек пошел бы на поправку. Поэтому Шаталова оставляет приоритеты, связанные с традиционной медициной и обращает свой взор к альтернативным методикам оздоровления. Во многом ей помог опыт, связанный с изучением восточной медицины.

Шаталова уходит из института и начинает трудиться в секторе подготовки космонавтов Академии наук под руководством академика Келдыша. Ее наблюдения еще раз доказали то, что возможности человеческого организма просто неисчерпаемы. Как раз в то время начали складываться зачатки новой системы естественного оздоровления. Они были основаны на трудах В.В. Вернадского, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, а также ученых современности – Пригожина, Уголева и трактах целителей Востока, Рима и Эллады. Не последнее значение имели и собственные эксперименты.

В 60-е годы Галина Сергеевна работает в Институте космических исследований АН СССР начальником сектора отбора и подготовки космонавтов, а в 70-е годы начинает читать первые лекции в столице и заниматься самостоятельной врачебной деятельностью, при этом она окончательно разочаровывается в традиционной медицине. В 1979 году в журнале «Наука и жизнь» № 12 можно найти ее первую публикацию, связанную с системой естественного оздоровления, разработанной лично. С этого момента Шаталова обретает популярность.

В 1980 году состоялся большой доклад на ученом совете Минздрава СССР, в котором Галина Шаталова доказывает, что симптоматическое лечение не ликвидирует причины хронического заболевания. Совет неадекватно отреагировал на подобное заявление, однако некоторые всерьез заинтересовались методикой Г.С. Шаталовой. В дальнейшем Шаталова продолжает развивать свою методику, проводит эксперименты, читает лекции и ведет семинары. Суть системы естественного оздоровления от Галины Шаталовой заключается в осознании собственного «Я» как части мира природы. Она призывает обратиться к своему разуму, который безошибочно подсказывает, какой путь необходимо выбрать. Естественный путь – это психическое, физическое и духовное саморазвитие, путь, который противоречит здоровью – это злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами, курение, неправильное питание. К оздоравливающему пути необходимо идти через духовное очищение и самосовершенствование: это, прежде всего, избавление души от злости, эгоизма, агрессии, обретение любви и доброжелательности к себе и другим. То есть, физический комфорт прямо зависит от собственной психологии и мировоззрения.

Для максимально эффективного оздоровления организма требуется много факторов, которые помогают самовосстановлению. Поэтому сама система включает целый комплекс мер, таких, как закаливание, дыхательные упражнения, активность движения, полноценный сон в правильных условиях и низкокалорийная диета. Йога и лечебное голодание начали внедряться, с ее легкой руки, в совсем непростое время, когда зарубежные идеологии категорически отвергались, а голодание при, и без того, жестком дефиците считалось просто издевательством. Сейчас такие методы уже никого не удивляют, однако в то время это считалось, чуть ли не вызовом современной медицине.

Галина Шаталова: быть оптимистом – главное в человеческом существованииГалина Шаталова не последнее значение в своей методике уделяла активности организма: начиная с гимнастики в постели и заканчивая свободным легким бегом, но без особых изнуряющих нагрузок. Закаливание, по ее словам, должно быть щадящим и постепенным. В результате каждого опыта над своим организмом необходимо прислушиваться к нему, к ощущениям, которые вы испытываете на том или ином этапе занятий. Особенно хороша для оздоровления организма баня, однако здесь необходим индивидуальный подход, так как существует множество противопоказаний.

Ни одна тренировка не даст положительного результата при неправильном питании. За основу необходимо взять комплекс, состоящий из овощей, фруктов, орехов, семечек, зерновых культур. Исключить требуется все мясные продукты, кондитерские и мучные изделия, а также молочные продукты. По системе Шаталовой, нельзя употреблять сахар, черный чай, алкоголь, кофе и шоколад. Количество соли необходимо снизить до 2 г в сутки. При всем этом, количество приемов пищи сокращается до двух раз.

Здоровый сон возможен только на жесткой постели. Биологические ритмы человека требуют пробуждения именно в пять часов утра для дальнейшего нормального самочувствия. К этому также необходимо привыкнуть. Сама Галина Сергеевна Шаталова взращивала в своем сердце только любовь и доброту, которую она считает своей внутренней косметикой. Быть оптимистом – главное в человеческом существовании. Общение с природными стихиями, единение с космосом и отсутствие «химии» создают правильные настройки организма, которые регулируют все процессы жизнедеятельности.

Галина Сергеевна Шаталова ушла из жизни 14 декабря 2011 г.

С уникальной системой естественного оздоровления Галины Шаталовой вы можете ознакомиться на ее официальном веб-сайте Shatalova.ru

Шаталова Галина

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА:

Философия,физиология,профилактика

ОТ АВТОРА

Книга дает представление о принципах Системы Естественного Оздоровления, разработанной доктором Г. С. Шаталовой, о видовых, т. е. запрограммированных для человека природой особенностях его питания, движения, дыхания, терморегуляции; показывает несостоятельность сте­реотипов и предрассудков, определяющих нынешний, во многом непра­вильный, образ нашей жизни.

Система Г. С. Шаталовой вернула здоровье тысячам ее последова­телей.

Для самого широкого круга читателей.

Вступление

В ряду опубликованных мной книг эта кни­га занимает особое место. Прежде всего пото­му, что именно в ней разработанная мной Система Естественного Оздоровления, полу­чающая все большее признание в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья, представлена достаточно полно. В других из­даниях находили отражение лишь отдельные ее аспекты, что, несомненно, затрудняло вос­приятие Системы как единого целого, широ­кое ее применение в повседневной жизни для укрепления здоровья людей.

Для этого накоплено достаточно фундамен­тальных знаний, но они все еще остаются неизвестными подавляющему большинству людей. Поэтому возможность пребывать на протяжении всей своей жизни в полном духов­ном, психическом и физическом здравии, дару­емая нам при рождении природой, до сих пор остается нереализованной.

Главную причину этого я вижу в забвении современной официальной медициной идей и взглядов корифеев русской физиологической школы И. П. Павлова, К. М. Быкова, А. А. Ух­томского, Л. А. Орбели, гениального натура­листа В. И. Вернадского, биолога А. Л. Чи­жевского, талантливейшего физиолога совре­менности А. М. Уголева, рассматривавших человека в единстве с окружающим его ми­ром; в бездумном перенесении на российскую почву порочной в своей основе западной симп­томатической медицины. Результат очевиден: запредельное падение здоровья народа, не только физического, но и духовного, эпидемия хронических заболеваний, несущих реальную угрозу самому существованию человека и че­ловечества.

И все же, несмотря на всю кризисность ситуации в человеческом сообществе, вы­званную его растущей конфронтацией с живой природой Земли, у меня нет даже тени сомне­ния в том, что прогресс истинной науки позво­лит переломить тенденцию к самоуничтоже­нию человечества и ведущую роль в этом сыграет отечественная медицина, заняв подо­бающее ей место в мире.

книга первая

Выбор пути

Рабы... по собственному желанию

Здоровье—великое благо. Кто может быть свободнее здорового человека? Ему подвластен мир. Он полон сил, он весь устремлен в будущее и готов осуществить самые смелые замыслы. Ему легко строить свою жизнь по собственным планам, без оглядки на обстоятельства, а если встанут на пути трудности, преодолеть их.

Здоровье—категория общечеловеческая. Оно не знает классовых и сословных, межнациональных, межгосудар­ственных и межблоковых границ. Оно не признает иде­ологических стереотипов и религиозных догматов.

Здоровье—желанный гость и в убогой комнате бедня­ка, и в роскошном особняке правителя. Гость, которому всячески угождают, стремясь подольше удержать у себя.

Почему же в таком случае человечество деградирует? Почему рост расходов на медицинское обслуживание рас­сматривается как благо, как один из важнейших показа­телей социально справедливого устройства общества? Почему хронические заболевания стали, вопреки жела­нию человека, его неразлучными спутниками?

Почему счет инвалидам с детства ведется на милли­оны, а изготовление инвалидных колясок стало прибыль­ным бизнесом, гарантированным от кризисов перепроиз­водства?

Ответ очевиден: только потому, что мы сами, по доброй воле превратили здоровье в разменную монету, которой оплачиваем векселя, выданные далекими и не очень далекими предками, собственные долговые обяза­тельства.

Мы возомнили себя богами, которые могут отречься от своего земного пути. Мы придали техническому про­грессу однобокий, уродливый характер, и он отплатил нам той же монетой: лишил нас данного от природы разума, памяти, усыпил инстинкт самосохранения, изнежил нас, убил волю к жизни, превратил физическую немощь едва ли не в отличительный знак высокой духовности.

Мы стали добровольными рабами собственного же­лудка, его преданными слугами и бессловесными данни­ками. Мы забыли о том, что начинали свое восхождение по крутым ступеням эволюции как плодоядные, и все устройство нашего организма так и осталось настроено на потребление продуктов растительного происхождения. Это несмываемая печать на выданном нам природой виде на жительство. Потребление животного белка, воз­можно, ускорило развитие нашего рационального ра­зума, высвободив время для его совершенствования, но за это природа заставила нас расплачиваться собствен­ным здоровьем и свободой.

Не было в истории человечества, нет и сегодня, ни одного общественного строя, который не эксплуатировал бы зависимость человека от количества и качества пищи, не превращал привилегию есть не то, что едят все, в один из символов власти. Однако жизнь, непревзойденный ма­стер парадоксов, распорядилась так, что и угнетенные и угнетатели оказались скованными одной цепью раб­ской преданности своим вкусам и привычкам.

Как врач и человек я—решительный противник наси­лия во всех его видах, поэтому избегаю слов «долг», «должен». Моя единственная мечта—вернуть человеку его самого, помочь стать таким, каким его задумала и создала природа. Я пришла к людям не с обличитель­ными проповедями, демагогическими призывами и лозун­гами, не с благими пожеланиями, а с реальной Сис­темой, теоретически обоснованной, вобравшей в себя многовековой опыт человечества, проверенной на прак­тике и уже принесшей множеству людей, которых тради­ционная медицина приговорила к смерти, исцеление и здоровье. В ней нет никакой мистики, она не требует от человека сверхъестественных личных качеств и длитель­ной сложной подготовки, а только разума и воли.

 

Глава I ЗАЛОЖНИКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ 

 

Пивное—разум, воля и ответственность

Меня часто спрашивают, что надо делать, чтобы на­перекор возрасту, бытовым неурядицам сохранить здоро­вье, работоспособность и в старости не утратить ин­тереса к жизни, остаться деятельным, активным членом общества. Задают вопросы о том, как правильно питать­ся, дышать, какие физические упражнения выполнять и т. д. Это, безусловно, очень и очень важно, и в последу­ющих главах я попытаюсь ответить на них.

Здесь же хочу дать читателям некоторое представле­ние о принципах, составляющих основу Системы Есте­ственного Оздоровления, с тем, чтобы каждый, кто захо­чет следовать ей, делал это сознательно. Важно ведь не просто механически усвоить комплекс дыхательных и фи­зических упражнений, закаливающих процедур, рекомен­дованных рационов питания, но и понимать, по каким законам природы осуществляются основные процессы жизнедеятельности человеческого организма. Активное участие сознания и подсознания в процессе оздоровле­ния—такая же неотъемлемая часть Системы, как и все остальное.

В связи с этим хотелось бы выделить две принципи­ально важные мысли, которые нашли отражение в ее названии.

Во-первых, речь идет о Системе естественного оз­доровления. Подчеркиваю, Системе. Другими словами, если вы хотите быть здоровыми, запаситесь терпением и волей не на неделю или месяц, на всю жизнь. Вам предстоит тяжкий труд по перестройке своей психологии, образа жизни. Вам придется отказаться от многих вред­ных привычек и приобрести новые, полезные. И, наконец, самое главное—вновь ощутить себя частью природы, хотя здесь вас ждут наибольшие трудности, поскольку вся современная цивилизация основана не на гармонии с природой, а на конфронтации с ней.

Сказанное, разумеется, не исключает возможности пользоваться описываемыми в книге методиками для решения каких-то локальных проблем. Чтобы сбросить лишний вес, например, или избавиться от одышки, про­студных заболеваний.

Второе, на что считаю нужным обратить ваше внима­ние в определении системы оздоровления, это слово Естественного. Оно подразумевает необходимость соблюдать те законы природы, которые определяют на­ше бытие. А они существуют. Еще в первой четверти века академик В. И. Вернадский высказал мысль о том, что человечество на Земле и окружающая его живая и нежи­вая природа составляют нечто единое, живущее по об­щим законам природы. Поскольку в познании этих зако­нов мы продвинулись не очень далеко, это в немалой степени способствовало тому, что развитие цивилизации приобрело уродливый характер. Произошел сдвиг пред­ставлений о нормах жизни, что вплотную подвело чело­вечество к угрозе самоуничтожения. Особенно тревожное положение сложилось в нашей стране. Сигналы экологи­ческого бедствия идут со всех сторон, снизилась продол­жительность жизни людей. Причем разрыв между су­ществующей и естественной продолжительностью жизни человека достигает не менее чем 90—100 лет. Откуда взялась эта цифра?

Изучая живую природу, биологи давно обратили вни­мание на следующую закономерность: период от рожде­ния животного до его взросления составляет в зависимо­сти от вида 1/7 и даже 1/17 часть общей продолжитель­ности жизни. Несложные подсчеты показывают, что если человек взрослеет, скажем, к 22 годам, то отпущенный ему природой век—как минимум 154 года.

Однако действительность пока плохо согласуется с ни­ми. Значит, или наши расчеты ошибочны, или существу­ют другие причины, превращающие нас к 60—70 годам в дряхлых стариков. Первое предположение можно сразу исключить, поскольку число долгожителей, перевалив­ших 100-летний рубеж, на Земле достаточно велико, чтобы не считать это случайностью.

Напрашивается вывод, что дело в нас самих, в нашем пренебрежении интересами природы, беспорядочном об­разе жизни, в привычках и пороках, которые зачастую

становятся нашим вторым «я». И не будем оправдывать их неустроенностью быта или стрессами. Это самое про­стое, потому что не требует от человека никаких душев­ных усилий для преодоления собственной слабости, и по сути своей ошибочно, так как в развитых капиталистиче­ских странах, где о бытовой неустроенности давно забы­ли, средняя продолжительность жизни не превышает 75, максимум 80 лет.

Дело, следовательно, не в обстоятельствах, а в том, что мы не умеем пользоваться великим богатством, ко­торое даровала природа: беспредельными возможностя­ми человеческого организма. Более того, мы еще толком и не узнали их.

Прихоти и привычки, догмы и предрассудки зачастую заменяют нам научные знания. И самое печальное заклю­чается в том, что познание законов природы останови­лось на одном, к слову сказать, очень низком уровне. Как это ни парадоксально, мы до сих пор не знаем, какое воздействие на организм оказывает потребляемая пища, хотя процесс питания существует ровно столько же, сколько и сам человек.

Мы до сих пор используем при производстве продук­тов питания и лекарств как искусственно созданные, так и естественные, но сконцентрированные до неразумных пределов вещества и ведем дело к коллективному самоот­равлению человека.

Природа установила для людей достаточно жесткие границы видового выживания. Интервал температур, в условиях которого может существовать незащищенный одеждой или стенами жилища человеческий организм, крайне незначителен и составляет каких-нибудь 50— 60 градусов. Разум позволил расширить эти пределы. Но, создавая для себя искусственную среду обитания, человек одновременно рвет нити, связывающие его с при­родой, у него возникает иллюзия вседозволенности. Та­кая самоуверенность не остается безнаказанной: орга­низм, лишенный предписанных природой условий жизни, становится легкой добычей многочисленных болезней.

Однако люди ищут причины своих заболеваний не в отклонении от видовых норм жизни, не в утрате гармо­нии с природой, а в неких самопроизвольно возника­ющих нарушениях в деятельности внутренних органов, сами же болезни рассматривают как их «поломку». Упро­щенный взгляд на человеческие недуги породил веру в то, что если изучить устройство и работу каждого отдель­ного органа, то, синтезировав новое лекарство, можно

«отремонтировать» его. Эта ошибочная точка зрения привела к тому, что европейская медицина сосредоточила свои усилия на исследовании деталей в ущерб познанию целого—человеческого организма. Сегодня насчитыва­ется свыше 170 медицинских специальностей, каждая из которых занимается изучением какой-то его частички. Не случайно мы все еще не знаем, каким же должен быть здоровый человек, не имеем объективных физиологиче­ских показателей здоровья. Несколько лет назад на съез­де Всемирной организации здравоохранения, где соби­рался цвет ученых планеты, была принята следующая описательная формулировка: «Под здоровьем понимает­ся состояние, когда человек не является больным и нахо­дится в состоянии полного физического, духовного и со­циального преуспевания».

Подобное определение, естественно, не может слу­жить основой действенной системы профилактики здоро­вья, поскольку не отражает состояния здоровья ни духов­ного, ни телесного. Это в свое время побудило меня провести ряд исследований с целью найти такую основу. И выяснилось, что здоровый потребляет примерно в 5 раз меньше кислорода, чем даже так называемый практически здоровый человек. Первый даже без специ­ального обучения дышит реже: 3—4 цикла (вдох—вы­дох) в минуту, а не 18—20, как второй.

Этот факт подтверждает новые представления о нор­мах основного обмена, которые включают в себя энерге­тические расходы, идущие на удовлетворение внутренних потребностей организма. Считалось и до сих пор считает­ся, что в зависимости от массы тела человеку для поддер­жания жизненных функций организма даже в состоянии полного покоя требуется от 1200 до 1700 килокалорий в сутки. Но оказалось, что эта «железная» норма может быть отнесена лишь к той категории людей, которая характеризуется нерассуждающей преданностью совре­менной антигуманной цивилизации. В награду за свою верность такие люди получают так называемое практиче­ское здоровье, означающее только одно: болезни еще не взяли верх над здоровьем, но уже готовятся это сделать.

Мне удалось измерить, что вопреки общепринятым представлениям основной обмен фактически здорового человека, придерживающегося рекомендаций Системы Естественного Оздоровления, требует в 4—5 раз мень­ших энергозатрат: 250—400 килокалорий в сутки.

Эти нормы диктуют и новый подход к калорийности суточного рациона питания. Еще в начале 80-х годов в многолетних и многочисленных экспериментах мне уда­лось установить, что значительное снижение привычных норм суточного рациона не снижает массы тела у подго­товленных людей даже при длительных и тяжелых физи­ческих нагрузках, а способствует повышению выносливо­сти. В этой связи приходит на память известный афо­ризм: все новое—это давно забытое старое. Еще древние говорили о том, что могучие воины Спарты получали свой суточный рацион питания на вечерней заре в строю. Причем весь он умещался в ладонях и тем не менее не только удовлетворял воинов, но и сохранял их волю, выносливость, могучую массу их тела.

Объективных показателей здоровья существует не ма­ло, но они недостаточно полно изучены. Поэтому здесь я буду оперировать только теми показателями, в досто­верности и истинности которых полностью уверена, по­скольку получены они в ходе моих собственных исследо­ваний.

Почему я считаю исключительно важным изучение отличительных особенностей здорового организма? Да потому, что это дает нам ключ к ответу на актуальней­ший вопрос современности: что такое здоровье и что такое болезнь. Только ответив на него, мы сможем, нако­нец, переместить акценты в практической медицине—с лечения и профилактики болезней на профилактику здо­ровья.

Здоровый организм—это саморегулирующаяся сис­тема с автоматическим управлением процессами жизне­деятельности. Такая динамичная биологическая само­восстанавливающаяся система настолько сложно уст­роена, что на нынешнем уровне наших знаний остается недостаточно доступной для полного понимания. Тем важнее для нас выявить и описать хотя бы доступные объективные признаки здоровья, что, в свою очередь, позволяет нам не плестись по следам уже состоявшихся болезней, а искать и находить те условия, в которых организм сможет в полной мере реализовать свою спо­собность к саморегуляции и самовосстановлению. Именно этот принцип лежит в основе Системы Есте­ственного Оздоровления.

На чем стоит Система?

Тремя китами, на которых покоится все здание Сис­темы Естественного Оздоровления, являются духовное, психическое и физическое здоровье. Причем прошу обратить внимание, на первое место я ставлю именно ду­ховное здоровье человека.

Что я под этим подразумеваю? Прежде всего, отсут­ствие эгоизма, стремление к самовыражению в творчес­ком труде на благо общества, терпимость, стремление к единению с природой в самом широком смысле слова, понимание законов единства всего живого и принципа живой этики, вселенской любви.

Другими словами, духовно здоровый человек тот, кто в своем поведении руководствуется принципами природ­ного добра и любви, кто живет не лично для себя за счет других, а как равный с заботой об окружающих. Причем надо отчетливо понимать, что жить по законам добра— это не один из возможных путей развития и совершенст­вования человеческого общества, а единственный, даю­щий нам надежду выжить всем вместе. В этой связи я вполне согласна с теми учеными, которые говорят о запрограммированности процесса развития как живой, так и неживой природы. Это достаточно убедительно показал ленинградский физик-теоретик И. Л. Герловин в недавно обнародованной им парадигме для жизнеспо­собных и развивающихся систем'. Она содержит восемь условий, соблюдение которых обязательно, чтобы сис­тема сохраняла жизнеспособность, могла развиваться.

Если кратко сформулировать главную мысль пара­дигмы, то она звучит так: любая система жизнеспособна, ' если состоит из связанных между собой и обмениваю­щихся информацией подсистем. Если в какой-то подси­стеме властвует порядок, гармония, то она направляет в каналы связи информацию, способствующую стабиль­ному, гармоничному развитию других подсистем. И на­оборот, хаос, насилие, дисгармония в одной из подсистем вызывает негативный отклик в других, дестабилизирует ситуацию и там. В результате система может прекратить свое существование.

Но самые катастрофические последствия вызывает об­рыв каналов связи между подсистемами. Это неизбежно заканчивается гибелью системы в целом. Накануне этого мы сегодня находимся, поскольку связь между двумя подсистемами—человеческим сообществом и приро­дой—стала хрупкой и предельно истонченной.

Именно поэтому неотъемлемым элементом моих за­нятий с доверившимися мне людьми является воспитание доброго отношения к другим, к природе во всем ее величии и многообразии.

В неразрывной связи с духовным находится психи­ческое здоровье. Под ним я подразумеваю гармонич­ное сочетание сознательного и подсознательного. Мозг человека выполняет в организме двоякую роль. С одной стороны, он обеспечивает жизнеспособность и жизнедея­тельность составляющих наш организм подсистем от­дельных органов. За это отвечают те структуры цент­ральной нервной системы, которые связаны с подсозна­нием. Они достаточно стабильны и являются своеобразными автоматическими регуляторами.

Но человеческий организм, даже если сам человек думает иначе, находится в полной зависимости от окру­жающей его среды и потому должен чутко реагировать на происходящие в ней изменения, оценивать, не несут ли эти изменения опасности самому его существованию. Функцию «сторожа», контролера и призвано выполнять наше сознание.

Таким образом единство подсознания и сознания обеспечивает устойчивость человеческого организма, унаследованных им видовых механизмов приспособления к среде, и одновременно определяет его восприимчи­вость к изменениям, пластичность приспособления. Это, естественно, очень упрощенная схема, не охватывающая все многообразие функций человеческого мозга. Но я вы­делила именно эту, как имеющую прямое отношение к теме нашего разговора.

Наконец, последний элемент триады—физическое здоровье. Это синтезирующий показатель, труднее все­го поддающийся изучению. Прежде всего потому, что абсолютное здоровье сегодня—редкость. Наша дефор­мир

Создать бесплатный сайт с uCoz